подворье патриарха московского и всея руси

храм живоначальной троицы в останкино

Храм живоначальной троицы в Останкино

Митрополит Сергий возглавил Божественную литургию в день памяти святителя Николая Чудотворца

Митрополит Сергий возглавил Божественную литургию в день памяти святителя Николая Чудотворца 22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Сергий возглавил Божественную литургию в храме Живоначальной Троицы в Останкино, придел которого освящен в честь почитаемого святого.

В XI веке Греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая жителей и сопровождая свои жестокости осквернением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко почитаемого всем христианским миром.

Еще в 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал гробницу, стоявшую рядом с гробницей святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря, и почти все суда были разбиты.

Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бара опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах.

Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четверых монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от его мощей. Один из монахов рассказал при этом о явлении святителя Николая одному старцу, которое случилось накануне. В этом видении святитель приказывал бережнее хранить его мощи.

Рассказ воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого. Тогда они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет.

Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали монахов и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами.

В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи святителя. В нетерпении он разбил крышку, и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи святителя.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. 8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря.

Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая. Ее освятил Папа Урбан II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 22 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Назад к списку