подворье патриарха московского и всея руси

храм живоначальной троицы в останкино

Храм живоначальной троицы в Останкино

Хор, как душа храма

Хор, как душа храма

  «Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте. Яко Царь всей земли Бог, пойте разумно» Пс. 46, 6-7.

  Святой Иоанн Златоуст говорит: «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие…»

  Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа.

 Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь. Обычай употреблять песнопения на богослужениях, как молитвенная жертва уст, был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери.

  Самый естественный, самый древний, а вместе с тем и самый благородный способ выражения молитвенных чувств есть, без сомнения, слово человеческое. Слово дано человеку в первую очередь для того, чтобы он славил Бога. Мы приходим в церковь, которая названа Самим Спасителем «домом молитвы» (Лк. 19, 46). Здесь, в доме молитвы, требуется от человека сосредоточенность, самоуглубление и возношение духа к Богу. Что же более всего к этому располагает молящегося?

 В самом деле, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь» (из Беседы на 41-й псалом).

 С религиозной точки зрения способность к пению составляет отличительное свойство только разумных существ – ангелов и людей. Пение, как и речь, служит у тех и у других выражению высоких чувств богопочтения. Еще в ветхозаветные времена верили, что ангелы и люди поют одни и те же песни. Люди знали о сходстве своих хоров с небесными хорами ангелов.

  Значение Церковного пения в богослужении относится к разряду важнейших вопросов, подобно роли дыхания или смыслу кровеносной системы для жизни человека. Казалось бы ответ ясен – пение, это молитва, кровоток, душа богослужения, оно снабжает молитвенным «кислородом» сердца и умы верующих. Пронизывая строй церковной службы, оно омывает все ее составляющие. Христианину же надо всегда незыблемо хранить верное святоотеческое, покаянно-радостное молитвенное сердечное расположение, чему способствует пение.

  Вначале пение было общенародное – пели все, собравшиеся на молитву, затем исторически певцы выделились. Начнем с того, что они проходили посвящение в чтеца и певца. А это – первая ступенька церковного клира. Что само по себе указывает на особое положение, которое певцы занимают в церкви. Их пение – подражание ангельскому. Ведь лик церкви – это модель вечности, которая разворачивается на земле. На певцов возлагается огромная ответственность, потому что они задают молитвенный тон, молитвенную атмосферу. Их дух передается молящимся. Наблюдается прямая зависимость молитвенного настроения храма от пения. Если хорошо поет хор, то молится церковь. Если молится церковь – Бог проливает свою благодать на молящихся. Церковное пение само по себе соборно. В пении преодолевается рознь мира, греховная раздробленность ума, сердца, воли каждого и собирает их в единство.

   В IV веке Лаодикийским Собором было установлено, чтобы вместо всего собрания пели только избранные, способные певцы (правило 15-е). Это объяснялось тем, что пение всего собрания звучало нестройно и неблагозвучно. Ведь к этому времени число священных песней значительно увеличилось. Многие плохо знали священные песнопения, тем самым мешая умеющим петь как следует. 75-е правило VI Вселенского Собора гласит:

  «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви...».

  В заключение хочется сказать, что пение хора это прежде всего молитва, а спокойное умиротворенное пение приближает молящихся к Богу. Церковное пение – это симфония правильного дыхания, правильного координирования духовных начал человека. Это путь собирания себя в светоносную целостность. Пение – это процесс одухотворения.

Назад к списку